Творец и коллекционер
Есть два типа людей: творец и коллекционер. Первый создает артефакты предметной области, а второй их накапливает. И дураку ясно: создавать всегда сложнее, чем брать готовое и складывать на полку.
Моей неотъемлемой частью жизни всегда являлась музыка. Помимо возможности наслаждаться чужими творениями, еще я люблю сочинять ее сам. Жанр, с которой я начинал музыкальную DIY карьеру, как вы понимаете, был специфичный. Во времена дошироколосного интернета у меня был знакомый по имени Максим, который умело добывал гигабайты очень редкого hc/mc (олды из тусы поймут) и другого прогрессивного на то время тяжеляка. И, не смотря на то, что Максим не играл в группе, как множество других моих знакомых, был он достаточно широко известен в наших андеграундных кругах, потому что все знали, что у него можно подрезать тематический эксклюзивчик. Как-то раз, я забежал к нему записать нового музла. В этот период сидюки и дивиди-эрвэ еще были в обиходе, но прожигать их уже было лень. Я захватил самую емкую флэш-карту, что у меня была — на 512 МБ. И пока я выбирал что себе скопировать из большого разнообразия крутейших новых альбомов с бездонного жесткого диска Макса, он все ехидно приговаривал: «Как много музыки, и какая маленькая флэшка...».

Максим снабжал всех в округе западным эксклюзивными записями, и за счет этого обладал особым авторитетом. Речь идет об андерграундной музыке, которую в те времена было не скачать в открытом доступе, она передавалась из рук в руки. В тот момент я понял, что не обязательно быть музыкантом — сочинять музыку, репетировать с группой, записывать альбомы и выступать — чтобы обладать узнаваемостью в тех кругах, в которых ты рассчитываешь получить отклик и поддержку. Я же занимался этими активностями потому что сам кайфовал от созидательного процесса. Но тогда задался вопросом: неужели можно получить отклик от широкой аудитории при этом не вкладывая силы в тяжелый труд, а коллекционируя и распространяя чужие творения?

Этот пример наглядно мне продемонстрировал, еще как можно. Чуть позже я понял, что это совсем не один и тот же отклик по своей сути и весу, а Максим пользуется признанием потому что передает много востребованной информации в формате эмпэтри, которую люди слушают в наушниках или на домашней магнитоле. Этому же совершенно ни в какое сравнение не идет отыгранный андерграундный концерт с братьями по духу, вместе с которыми ты конкретно так взбадриваешь какой-нибудь совковый дом культуры, фойе старого кинотеатра или пивной кабак, в которых стены ходят ходуном, люди летают под потолком, а жители района проклинают весь этот хаос, который творится у них под окнами. А потом все участники концерта — и выступающие, и слушатели — потом еще минимум как неделю заряжены позитивной энергией и вспоминают как же было круто. А на твои выступления приходит все тот же Максим (support your local scene), потому что классная зарубежная музыка есть только в эмпэтри, а живой хардкор концерт это всегда фонтан невероятных эмоций, недоступных для получения просто при прослушивании музыки в плеере.

Еще позже я обнаружил схожую параллель в совсем другой области — в дизайне.
В индустрии есть ребята, которые не создают артефакты дизайна: не занимаются как таковым проектированием, не рисуют интерфейсы, не создают айдентику и не делают брендинг
Зато они могут регулярно выдавать идеи и знания, прочитанные в умных книжках и статьях. Особенно хорошо, если эти знания взяты из западных первоисточников. Такой вклад объективно полезен для локального рынка: новые идеи, решения и методики, как глоток свежего воздуха, оживляющего и обогащающего индустрию изнутри. И правильно: чтобы научиться писать клевую музыку в определенном жанре, надо знать эталонных исполнителей и перенимать от них все лучшее.

Идеи и методики у коллекционера накапливаются и передаются, словно гигабайты эмпэтри музыки в таких объемах, что порой важно уметь фильтровать собираемую информацию, раскладывать ее по жанрам, новизне, а так же по полезности или вторичности. Если коллекционер нашел для себя постоянный источник извне, то он уже не может не делиться полученными данными, демонстрировать их и получать желаемое социальное одобрение за предоставленную передачу данных. Конечно, ведь большие обороты гораздо легче набрать, когда не нужно генерировать ничего нового, а лишь транслировать готовое.

При этом ключевая подмена понятий происходит в головах людей, который этот контент и потребляют.
У многих людей создается впечатление, что коллекционер, который транслирует чужие мысли из умных статей и книжек и есть первоисточник
Еще раз хочу подчеркнуть, что полезность подобной трансляции бывает объективно высока, если контент не вторичен, и к примеру, не дублируется в ста других подобных тематических пабликах. Однако, при приеме передаваемых посредником данных, люди-приемники часто не считывают факт того, что не коллекционер, с которым они имеют дело, «написал эту классную музыку», а кто-то другой.

Если в случае с музыкальным комьюнити валютой успеха являлись аудио файлы с зарубежной редкой аутентичной музыкой, то в дизайне часто эксплуатируются чужие мысли и идеи. И это понятно, ведь к своим идеям прийти гораздо сложнее. Делиться и передавать знания крайне важно, однако, при потреблении информации нужно уметь фильтровать источники и иметь понимание кто стоит за исходными данными и создает их, а кто их просто коллекционирует и передает.
Софтскиллы
30 ноября 2019
Самое важное в работе дизайнера
Школы и курсы, преподаватели интенсивов в модных и не очень заведениях, бесконечные потоки современных статей про дизайн рассказывают о важности CJM и подготовки исследований, гипотезах и тестировании, метриках и конверсии, правильном выборе инструментов для создания графики, умении сочетать цвета и работать с типографикой. Но никто не рассказывает о важности...